Выбрать страницу

Инклюзивные мастерские в КЦСОН «Гармония» 2023

Оздоровление

Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов (опыт работы инклюзивных мастерских на базе ГБУ АО «Магдагачинский КЦСОН «Гармония»)

 21.09.2023 г.

В период с 01.06.2023 по 08.09.2023 на базе ГБУ АО «Магдагачинский КЦСОН «Гармония» специалистами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями был реализован комплекс мероприятий проекта «Инклюзивные мастерские для детей-инвалидов».

Инклюзивные мастерские – это не только творческие пространства, деятельность которых связана с созданием какой-либо продукции, но и место, где дети с особенностями здоровья и развития получают незаменимый опыт общения и взаимодействия.

Цели проекта:

— организация социально-трудовой реабилитации детей-инвалидов в возрасте 12-17 лет;

— организация занятости подростков с инвалидностью в возрасте 12-17 лет в летний период.

В рамках работы мастерских специалистам Учреждения удалось привить особенным подросткам первый опыт социальной интеграции, организовать профориентацию данной категории детей.

Совместная работа ребят со специалистами стала толчком для развития творческого потенциала, формирования экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы, развития у ребят мотивации к познанию и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи проекта:

— способствовать формированию у детей-инвалидов мотивации к трудовой деятельности с учетом их интересов и возможностей, первоначальных трудовых навыков;

— развивать усидчивость, аккуратность, внимание,  творческое мышление и добросовестное отношение к работе;

— воспитывать  в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;

— формировать навыки финансово грамотного поведения.

Для реализации мероприятий в рамках мастерских были использованы спонсорские средства, переданные в Учреждение ИП Лебедевой Т.В.

На данные денежные средства были приобретены расходные материалы: канцелярские товары, цветная и фотобумага, пленка для ламинатора, набор садовых инструментов, резак, нитки для плетения и т.п.

Охват участников составил 13 человек (12 – подростки с инвалидностью, 1 – инвалид 18+).

Летом 2023 г. инклюзивные мастерские вели деятельность на основе разработанной программы «Вместе весело творить» (задействованы три специалиста – заведующая отделением, специалист по реабилитационной работе, психолог; численность одной группы от 5 до 9 человек) по трем направлениям:

«Юный овощевод» — на опытном участке участники мастерских приобрели навыки посадки семян и рассады, выращивания и ухода за овощными и ягодными культурами, садовыми цветами, навыки использования инвентаря, сбора и переработки полученного урожая.

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

В течение лета юным садоводам удалось вырастить морковь, огурцы, редис, томаты, клубнику, салатную зелень (укроп, петрушка, базилик, сельдерей, различные сорта салатов).

Под руководством специалистов ребята продолжили отработку необходимых социально-бытовых навыков: обрабатывали собранный урожай, готовили простые блюда.

«Картонажно-переплетное дело» — на данных занятиях ребята не только познакомились с офисным полиграфическим оборудованием (резак для бумаги, брошюратор, ламинатор), но и освоили навыки работы с ним. Силами ребят были изготовлены блокноты, календари, закладки, открытки.

«Декоративно-прикладное творчество» — на занятиях в этой мастерской ребята освоили навыки ручного вязания из крупных ниток «Ализе Пуффи» (плетение шарфов, ковриков), пробовали изготавливать сувенирные магниты, новогодние игрушки из природного материала, с использованием красок «Эбру» создавали обложки к блокнотам для записей.

Помимо организации трудовой деятельности подростков с инвалидностью, специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних провели два мероприятия, в рамках которых ребята приобретали необходимые навыки финансово грамотного поведения, культуры предложения и продажи товаров, обращения с деньгами.

21 июня 2023 г. на базе Центра «Гармония» прошла первая ярмарка-распродажа товаров, изготовленных детьми-инвалидами. Покупателям, в роли которых выступили сотрудники Центра и представители волонтерского корпуса «Шаг навстречу», были предложены закладки, календари, блокноты, снуд. В ходе ярмарки дети попробовали себя в роли продавцов изготовленных товаров, озвучивали цену товара, рассчитывали сдачу, учились обращаться с денежными купюрами.

Вторая ярмарка-распродажа была проведена 29 августа 2023 г. также на базе Центра. На ней были представлены более сложные изделия: блокноты с обложками, украшенными декоративными элементами (блёстками, бусинами, наклейками), магниты и новогодние украшения.

После проведения ярмарок специалисты объясняли ребятам, что процесс изготовления продукции делится на разные мелкие операции и требует затрат времени и сил. Данные мероприятия также помогли ребятам начать осознавать, что их труд по созданию «продуктов» достоин вознаграждения.

Практический результат деятельности инклюзивных мастерских:

Реализация проекта позволила сделать процесс реабилитации в условиях Центра непрерывным. Первый шаг к тому, чтобы сломать стереотип о молодых инвалидах, как не способных реализовать себя в социуме – сделан. Эти ребята – участники мастерских, уже не превратятся в молчаливых «узников квартир», каковыми длительное время становились инвалиды от 18+.

1) Мероприятия проекта стали площадкой для социализации и социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями.

Во время занятий ребята ближе познакомились друг с другом, обменивались телефонными номерами, рассказывали занимательные истории, в перерывах пили чай со сладостями. Время за работой пролетало незаметно, дети уходили довольные, договариваясь всем вместе встретиться на следующем занятии. Двое детей из группы научились самостоятельно приходить домой в компании ребятишек без сопровождения взрослых.

2) Ребята получили возможность попробовать и научиться работать в группе: в течение месяца мастерские посещали от 5 до 9 человек (5 подростков не смогли работать в группе и были переведены на индивидуальные занятия).

Во время работы в  мастерских  специалисты отделения анализировали к каким видам трудовой деятельности ребёнок-инвалид больше проявляет интерес и помогали в развитии уже имеющихся навыков.

С ребятами от 14 лет психологом отделения реабилитации несовершеннолетних была проведена профориентационная диагностика, на основании результатов которой родителям данных ребят были даны рекомендации по дальнейшему выстраиванию профессионально-образовательного маршрута.

3) Равные возможности для творческой самореализации участников мастерских.

4) Формирование нового взгляда родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на возможности своих детей; формирование у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, положительного образа реабилитационного процесса на базе Учреждения; формирование у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, понимания открытости их детей социуму, принятия принципа равных возможностей их детей в социуме.

5) Организация летней занятости детей-инвалидов.

Вместе с тем, при дальнейшей реализации мероприятий проекта стоит учитывать, что дети-инвалиды 12-17 лет с нарушением интеллекта способны отточить определенные действия, научиться делать однотипные операции. Особенностями детей-инвалидов данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной и трудовой деятельности, трудности регуляции поведения. Поэтому организация труда в инклюзивных мастерских больше похожа на работу средневековой мануфактуры с четким разделением трудового процесса на операции, за каждую из которых отвечает отдельный «ученик» или «подмастерье».

Реализация данного проекта на базе Учреждения будет продолжена в 2024 г.